Авторы

вторник, 18 ноября 2014 г.

3. Для начала усмирим инфляцию и разберемся с ценообразованием.

  Колебания цен - отличный и даже незаменимый регулятор экономических процессов. Они служат основой современной высокоэффективной рыночной экономики. Однако, как показала мировая практика, эта основа не лишена крупных изъянов, являющихся одной из причин кризисных явлений.
  Речь идет о спекулятивной части инфляционной кривой, под влиянием которой маятник колебания цен проявляет крайне нежелательную тенденцию - качаться без всякой удержи, причем, очень часто застревая на самых высоких уровнях ценообразования.    Реакция на незначительную и даже кажущуюся нехватку товаров или услуг проявляется иногда слишком бурно, дезорганизуя экономику и способствуя безосновательному обогащению спекулянтов. Имевшие место случаи внезапного резкого подорожания соли, а в некоторых местах бензина - убедительное подтверждение вышесказанного. В этих условиях, отчасти корректируя капиталистическую систему, устранять спекулятивные поползновения следовало бы в масштабах всего мирового сообщества.

   В первую очередь, для стабилизации экономики желательно этот подход  осуществить в России.  Предлагается оперативно ввести антиспекулятивный налог на необоснованное резкое повышение цен и торговых наценок. При этом сохраняется возможность, и даже необходимость колебания цен.
Алгоритм одновременного поощрения производства товаров и услуг и обуздания всплесков инфляции с использованием налоговой системы разрабатывался Нижегородскими учеными д.э.н. Брикачем Г.Е. и    к.т.н. Сперанским С.Б. в содружестве с нами.
     На первом этапе целесообразно одномоментно остановить дальнейший необоснованный рост инфляции, ежемесячно облагая антиспекулятивным налогом (в виде штрафных санкций) превышение цен на товары и услуги сверх среднего их уровня в предшествующем году. Если товар в истекшем году не производился, за точку отсчета берут его первоначально установленную цену в текущем году, которую желательно согласовать с восстанавливаемыми  плановыми органами. На этом этапе изыматься будет разница между фактической ценой товара или услуги в текущем месяце и средней ценой товара или услуги в истекшем году, увеличенных ориентировочно на 6%. Эти допустимые проценты роста цен могут  быть обозначены как «порог инфляции», ежегодно устанавливаемый государством. Изымаемые суммы излишне полученной выручки должны увеличиваться на штрафной коэффициент 1,1. В отношении товаров, реализуемых на экспорт, данный штрафной  коэффициент не применяется. Наоборот, целесообразно заменить его поощрительным коэффициентом, например,  0,8.  Поощрительные коэффициенты должны использоваться  при условии выполнения плановых заданий по насыщению внутреннего рынка и созданию необходимых государственных резервов.
     На втором этапе аналогичные расчеты производят при введении в разрезе регионов периодически (ежеквартально) устанавливаемых государством базисных цен, заменяя ими средние цены за истекший год. Величина базисных цен, а также цен, за превышение которых вводятся штрафные санкции, может корректироваться законодательными органами регионов в сторону их понижения или повышения, но не более чем на 5%.
Базовые цены могут вводиться постепенно (выборочно), в первую очередь  охватывая наиболее монополизированные отрасли народного хозяйства. Поквартальные изменения уровня базисных цен проводятся только при  необходимости. К тому же для этих изменений, имея в виду целую группу товаров или услуг, могут использоваться коэффициенты, своевременно публикуемые в официальных изданиях. Вместе с порогом цен, т.е. допустимой инфляцией, базовые цены определяют верхний уровень коридора цен. Нижний уровень цен не лимитируется, однако его падение ниже определенной границы нежелательно, поскольку свидетельствует о перепроизводстве товаров или об отсутствии платежеспособного спроса и, что еще хуже, о  невостребованности производимой продукции и, главное, ведет к убыточности,  особенно сельскохозяйственной и другой важной продукции. Повышая базисные цены на зерно, и одновременно обязательно снижая их на нефтепродукты и электроэнергию, можно поддерживать наших кормильцев – селян. На доходах мукомолов и хлебопеков это практически не отразится.
    Предложенная нами система ценообразования сохраняет преимущества рыночных отношений и отличается гибкостью в противовес статичным ценам, доминировавшим в бывшем СССР. Введение базисных цен способно полностью устранить проявления монополизма со стороны отдельных товаропроизводителей, обеспечивая при этом устойчивость экономики. Использование базисных цен и дополнительно создаваемого коридора  для их колебаний совмещает преимущества плановых и рыночных начал и способно надежно профилактировать кризисные явления. Для  определения уровня базисных цен должна  проводиться соответствующая аналитическая работа, учитывающая рентабельность производства, социальную значимость производимой продукции, уровень мировых цен и т.д. Введение базисных цен позволит, наконец-то, избавиться от губительных для села «ножниц цен» между промышленными и сельскохозяйственными товарами.
    Особо отметим, что во всех случаях при определении размеров антиспекулятивного налога (штрафных санкций) необходимо вводить поправки на удорожание товаров, связанные с использованием иностранного сырья, компонентов и комплектующих изделий.
      При низкой рентабельности предприятий, в том числе в торговле, изъятие излишне полученной выручки и штрафных санкций  может временно приостанавливаться полностью или частично с тем, чтобы обеспечить рентабельность не менее  5% .
Дефицитная продукция, получаемая сверх уровня,  достигнутого в истекшем году или для госпредприятий сверх плана, освобождается от налогообложения в течение 1-3 лет (в зависимости от  ее востребованности и  дефицитности). Возможны и другие постоянно действующие системные формы поощрения производства нужных товаров и услуг по итогам сертификации, конкурсов и т.д.   
        В новых условиях антимонопольную службу целесообразно преобразовать в плановую комиссию, наделенную соответствующими полномочиями, частично восстановив  столь необходимое в переходном периоде широкомасштабное государственное планирование. При этом частная инициатива и предпринимательство должны  всячески поощряться, а соответствующие действия должны входить в обязанности плановых органов.                                                     

    В заключение данного раздела хотелось бы отметить, что еще несколько лет тому назад лидер  коммунистической партии Г.А.Зюганов передал руководству тогдашней  Государственной Думы  наши предложения по обузданию инфляции. Ответ из профильного комитета гласил примерно следующее: «Регулирование цен противоречит действующей Конституции».   И смешно и грустно одновременно. 

Комментариев нет: