Авторы

вторник, 18 ноября 2014 г.

4. Создание фондов трудового участия (ФТУ) на предприятиях обеспечит социальную справедливость.



    Фонд «трудового участия» (ФТУ) предлагается создавать на заводах и предприятиях в русле осуществления принципов социальной справедливости для существенного повышения доходов работников. Имеется в виду законодательное перераспределение прибавочной стоимости, создаваемой в процессе совместного труда.  При этом неминуемо повысится  покупательная способность населения со всеми отсюда вытекающими последствиями. Это, так сказать, теоретическая  и моральная сторона вопроса.   
      Особо подчеркнем, что росту доходов населения обязательно должен сопутствовать рост производства товаров и услуг.                                                                  В рассматриваемом варианте начисления ФТУ непосредственно на предприятии предполагается, что для упрощения   методики  расчетов государство фактически введет оставляемую на месте ежемесячную плату за использование трудовых ресурсов. Именно так можно интерпретировать результаты, полученные при выводе формулы ФТУ. Начисленные средства (возможно под контролем налоговой службы) предприятиями будут ежемесячно передаваться  в ФТУ, создаваемые на всех заводах и в большинстве учреждений страны.
   Предлагается следующая формула ежемесячного начисления ФТУ.
                        ФТУ= КР х СМЗ х П х КРП
где: 1) КР - среднемесячное количество  фактически работающих на предприятии в истекшем месяце.
        2) СМЗ – среднемесячная зарплата за истекший год по стране (в рублях)
        3) П – ежеквартально устанавливаемый государством (в разрезе регионов) процент отчислений от среднемесячной зарплаты в стране за истекший год.
        4) КРП – коэффициент роста производства, получаемый при делении стоимости продукции, произведенной на предприятии в истекшем месяце на стоимость продукции, полученной в среднем за месяц в истекшем году.
В случае резкого роста производства (как правило, связанного с расходами на его модернизацию) показатель КРП может неоправданно возрастать, и его следует ограничить величиной 1,3.
   При снижении уровня производства, естественно, будут уменьшаться  отчисления в ФТУ.  Исключение представляют сельхозпредприятия, где с целью нивелирования влияния неблагоприятных погодных условий коэффициент роста производства  устанавливается на уровне не менее единицы.
    Кроме того, для вновь вводимых производств КРП в течение первого года работы вводить нецелесообразно (его приравнивают к 1).
     Введение в формулу начисления ФТУ коэффициента роста производства отражающего  рост прибавочной стоимости,  имеет весьма существенное значение, поскольку по примеру успешных японских предприятий создает  общность интересов работодателей и трудовых коллективов.                                                    
     Дополнительно на каждом предприятии следует передавать в ФТУ порядка 50% средств от запланированной и достигнутой экономии расходов на освещение, отопление, водоснабжение, использование сырьевых ресурсов и т.д. Это положение в деталях должно включаться в коллективный договор, заключаемый между администрацией предприятия и профсоюзной организацией  и/или советом трудового коллектива. 
     При плохом финансовом состоянии предприятия (угроза банкротства, крайне низкий уровень рентабельности) в целях защиты интересов товаропроизводителей  устанавливается минимальный уровень рентабельности 5%, ниже которого перечисление средств в ФТУ на данном предприятии временно приостанавливается. Предприятию предоставляется возможность  взять кредиты, а в некоторых случаях получить безвозмездную помощь в районном централизованном фонде трудового участия для производства выплат своим работникам.                                                                                                                                         
   На величину ФТУ в значительной степени влияет количество работающих. Создается стимул для повышения производительности труда за счет личной заинтересованности работников и неизбежной  модернизации производства.
   При ежемесячном распределении ФТУ среди работников предприятия возможно часть средств, но не все, например 50%, распределять пропорционально проработанным часам. В целях улучшения  демографической ситуации  при почасовом распределении средств ФТУ  количество фактически проработанных часов следует удваивать,  если в семье один ребенок,  утраивать, если детей трое, и т.д. Еще 50% можно делить пропорционально месячной зарплате.    Однако в последнем случае должны приниматься во внимание заработки работников  в пределах 2-3-х кратной величины средней зарплаты на предприятии. Возможен вариант, когда часть ФТУ будет распределяться с учетом коэффициента сложности каждой профессии, а также с учетом наличия ученой степени.   Величина отчисляемого в ФТУ процента - П (по приведенной формуле) должна наращиваться постепенно в течение, как минимум, года, начиная с   5-10%.  Даже при этом самые низкооплачиваемые работники сразу увеличат свои доходы на  10-20%. В связи с ростом доходов работников, как положительный факт, можно отметить увеличение размеров будущей пенсии. В то же время необходимо учитывать возрастающую нагрузку на предприятия, связанную с дополнительными отчислениями средств в пенсионные фонды.
   В связи с вышесказанным, возможно, потребуется корректировка отчислений в эти фонды. Как показали лихие 90-е годы, обладающий большой инерционностью государственный корабль огромной России слишком круто и необдуманно поворачивать не следует. Требуется некоторое время для развертывания, в первую очередь  в провинции, новых производств на современной  инновационной основе. Но, как говорят: “Лиха беда - начало”.
    Руководство страны призывает к модернизации производства, однако в существующих условиях, зачем капиталисту заниматься инновациями, если в его распоряжении дешевая рабочая сила? Теперь работники будут дополнительно получать средства из ФТУ. Кроме высокого качества производимых изделий  конкурентоспособность наших товаров,  в том числе на внешнем рынке, должна достигаться за счет новейших технологий, удешевления сырья, экономии  и снижения цен на энергоносители, уменьшения транспортных и  других издержек  при обязательном обеспечении достойного уровня доходов работников.
   В новых условиях, при введении ФТУ, владельцы основных средств без дополнительных уговоров вынуждены будут вплотную заняться  рационализацией и модернизацией производства, т.е. от слов мы перейдем к делу. При этом задача государства - обеспечение предприятий льготными кредитами.   С этой целью целесообразно восстановление во всех районах, обладающих достаточными полномочиями, отделений Государственного банка. Когда стране предстоит стать сплошным строительным полигоном и для других  банков работа найдется.
           В новых условиях неизбежно сокращение штатов и затраты на переобучение сокращаемых работников и их трудоустройство, в том числе в обезлюдевших регионах. В них государству необходимо заблаговременно организовать массовое строительство новых производств и жилья, создавая оптимальные, можно сказать привилегированные  условия для переселенцев. В этом месте не лишне вспомнить, как в начале прошлого века П.А.Столыпину удалось перебазировать за Урал  2,5 миллиона  крестьян.          И это сыграло немалую роль в судьбе России.
Интересы владельцев основных средств или арендаторов, ведущих производства вдали от Москвы и других крупных городов, а также от железнодорожных станций и портов, должны учитываться особо, с помощью компенсационных выплат или налоговых  послаблений. В перспективе для этих целей населенным пунктам России может присваиваться «коэффициент удаленности», учитывающий не только транспортные издержки, но и особо суровые климатические условия. Такие меры позволят осваивать богатства необжитых мест и более равномерно  распределять население на территории страны.  При введении ФТУ создание в плановом порядке широкого фронта работ (в первую очередь в строительстве) - непременное условие для стремительного роста экономики и, что особенно важно, для избежания безработицы. Инвестиции с участием иностранного капитала - весьма важны, но они целесообразны, если им сопутствует поступление новейших технологий.  Строительство новых предприятий может и должно осуществляться за счет внутренних ресурсов при условии дополнительной целевой эмиссии денежных знаков, используемых исключительно  для строительства новых высокорентабельных государственных предприятий. Необходимо в полной мере использовать уникальный опыт  создания системы предприятий Птицепрома СССР.  В современных условиях вновь построенные государством (желательно с привлечением частного капитала) птицефабрики, животноводческие комплексы и другие заводы целесообразно впоследствии передавать в длительную аренду. Предприятиям, создаваемым и функционирующим в глубинке, должны предоставляться особые льготы, компенсируемые впоследствии за счет увеличения налогооблагаемой базы.
       В условиях регулируемой  инфляции выплаты из ФТУ будут обеспечивать заметный рост платежеспособного спроса, противодействуя тем самым возникновению кризисных явлений. Ориентация на растущий внутренний рынок способна в значительной мере нейтрализовать отрицательные влияния на экономику возможных рецидивов мирового кризиса, связанных, в том числе, с  последствиями растущего дефицита в бюджете крупнейшей капиталистической страны -  США. В предложенном варианте образования ФТУ повышение доходов коснется практически всего работающего населения, а не только работников промышленности и сельского хозяйства.                                                                                                                       
   Увязку показателей высокопроизводительного труда  с распределением средств ФТУ среди работников предприятий и учреждений необходимо   предусмотреть в типовом положении о ФТУ. Так, например, 10% от начисленного ФТУ следует передавать в отдельные поощрительные фонды руководителей предприятий для первоочередного поощрения  рационализаторов и изобретателей. Неиспользованные по назначению средства поощрительного фонда должны по истечению 3-х месяцев возвращаться в ФТУ. 
       Еще 20% ежемесячных начислений в ФТУ предприятий на территории региона (муниципального образования) должно аккумулироваться, желательно на уровне районов,  в создаваемом централизованном фонде трудового участия, имеющем страховой характер. Он потребуется для оказания помощи предприятиям и их коллективам в случаях возникновения непредвиденных ситуаций,  как техногенного характера, так и при финансовых затруднениях.      Особо отметим, что создание страховых запасов продовольствия и кормов для животных, и, в целом, надежное страхование деятельности сельскохозяйственных предприятий имеет необычайно важное стратегическое значение в связи с непостоянством погодных условий.
   Многоплановость и, даже можно сказать, универсальность использования средств, получаемых работниками предприятий из фондов трудового участия, может быть отражена в депонировании части этих средств, например, в размере 10%, размещаемых на специальных личных инвестиционных счетах. Неизменяемым процентом по данному вкладу работники смогли бы пользоваться по своему усмотрению, однако, основная сумма вклада поступала бы в их распоряжение только по достижении пенсионного возраста.
В данном случае создается возможность увеличения пенсионных накоплений.  
В то же время инвестиционные вклады смогут послужить делу модернизации предприятий.  Предпочтительно предоставление средств из централизованных фондов в виде долгосрочных низкопроцентных кредитов. Во всех случаях следует избегать банкротства предприятий, особенно производящих дефицитную продукцию. При затруднении в расчетах  с централизованным фондом трудового участия необходимо предусмотреть возможность передачи части акций предприятий для погашения задолженности по взносам. Этими акциями, в первую очередь, смогут воспользоваться члены трудовых коллективов. Для этого порою потребуется дополнительная эмиссия ценных бумаг. Не лишне будет вспомнить, что в мировой практике имеется положительный опыт распространения неголосующих, но приносящих дивиденды акций среди работников предприятий.
   Централизованные фонды трудового участия должны своевременно расходоваться по распоряжениям местных органов власти. 13% от общей суммы начислений ФТУ во всех предприятиях и учреждениях страны вернется в казну в виде подоходного налога. Эти средства послужат компенсацией затрат по созданию ФТУ в государственных учреждениях. Для справедливого распределения средств ФТУ необходимо привлекать профсоюзы и  создаваемые на предприятиях «советы трудовых коллективов». 

     Примечание: приведенные в расчетах цифры являются ориентировочными и подлежат обсуждению.

Комментариев нет: